Июнь 23, 2018
МедиаБизнес
Пользователь
Пароль
 
ТВПрессаРадиоНаружкаКиноDigitalAmbient
НОВОСТИ
Апрель 23, 2013

Александр Ольшанский: «Глобально в Украине есть всего два больших ресурса – земля и интеллектуальный потенциал»

Поделиться: Facebook Twitter LiveJournal
Версия для печати

Накануне iForumа «МедиаБизнес» пообщался с президентом группы компаний «Интернет Инвест» Александром Ольшанским. О том, что влияет на украинский интернет-рынок, госконтроле, инвесторах АйТи, кириллических доменах, политиках в сети и многом другом - в интервью эксперта. 

- Чем будут определяться тенденции украинского рынка Интернета? 

- Гуглом, Фейсбуком  и госдепом США  (улыбается). Украинский интернет не очень велик и не представляет из себя чего-то обособленного. Если говорить о границах в Интернете, то это границы языковые, но и эти границы достаточно условны. Например, русскоязычный  интернет достаточно велик, чтоб иметь свои собственные тенденции развития. 

- Но все же есть какие-то специфические факторы, влияющие на украинский  интернет-рынок

- Есть два фактора определяющие украинский АйТи бизнес. Первый - плохое национальное законодательство, на которое уже надоело всем жаловаться. Это уже просто общепризнанный «медицинский факт». В разных отраслях оно бывает просто плохим или совсем невыносимым.   В сфере АйТи оно такое, что отрасль развиваться в этой стране не будет, пока ситуация не исправится.  Все талантливые команды будут вначале работать на зарубежный рынок, а потом будут выезжать за границу физически.  

НДС в Украине для этих компаний является практически налогом с оборота. НДС придуман в докомпьютерную эпоху. Он несовместим с тем типом экономики, который мы называем постиндустриальным, то есть экономики ориентированной на создание большой добавленной стоимости. Такой налог поощряет существование компаний «купил за рубль и продал за рубль и одну копейку». При этом полностью убивает возможности для создания компаний типа «придумал Фейсбук и заработал миллиард». В разных странах такую проблему решают по-разному. США и Япония не имеют такого налога. В Индии часть штатов обходятся без взимания НДС.   В большинстве же стран существует специальный режим налогообложения таких компаний.  Иначе такого типа компаний просто не будет. 

- Какой второй фактор?

- Второй фактор, определяющий рынок – наличие специалистов. С доступностью специалистов пока все не плохо. Их относительно много и их уровень квалификации достаточен для воспроизводства. Опасна ситуация, когда их количество падает ниже определенного уровня. Технических специалистов учат другие технические специалисты. Пока что с этим все нормально. Но нужно учитывать, что к этому ресурсу стоит относиться бережно. 

- Вы сталкиваетесь с усилением государственного регулирования? 

- Мы сталкиваемся с усилением госконтроля во всех сферах. Есть высказывание Рейгана: «Правительство не решает проблемы. Оно их создает». Я согласен с этим. Государство должно вмешиваться в экономический процесс в крайних и тяжелых случаях, когда этот процесс выходит за рамки разумного, в остальное время стоит предоставить конкуренции возможность делать свое дело. 

- На рынке интернет-рекламы нет единой медиавалюты и единого измерителя. Это по-прежнему проблема? 

- Вы затронули две проблемы. В Украине два измерителя ИнАУ и Gemius. Их данные отличаются, но это в рамках разумного. То есть, обе методики измерений адекватно отражают действительность.  Медиавалюта на других рынках непосредственно связана с измерениями.  В Интернете не так. И ТАК не будет никогда. В Интернете слишком часто и слишком быстро меняются способы рекламы и способы определения эффективности этой рекламы для того чтобы образовалась единая медиавалюта.  И я не вижу оснований для того чтоб такая  медиавалюта появилась в обозримом будущем. Интернет пытается мерять конкретное рекламное воздействие. Можно сужать аудиторию и при этом повышать эффективность, а для другой части аудитории придумать другой носитель и другой месседж. Интернет-маркетинг меньше оперирует средними цифрами, чем традиционный. 

- Сейчас говорят об индивидуализации потребления рекламы и на ТВ рынке.

- Телевидение со временем прекратит свое существование в привычном нам всем виде. Технологии ТВ и Интернета движутся к конвергенции. Очень быстро движутся. 

- Имеет ли смысл вкладывать деньги в отечественный АйТи, если все так плохо на внутреннем рынке?

- А кто сказал, что инвесторов должен интересовать украинский внутренний рынок? Компании производят экспортную продукцию. Они  развиваются здесь, а потом уезжают в Силиконовую долину. Нужно создать нормальные условия, чтоб оставались здесь. Глобально в Украине есть всего два  больших ресурса – земля и интеллектуальный потенциал. Земля достанется достаточно ограниченному числу игроков. А вот то, что производят мозги, может стать хорошей статьей экспорта, от которой только выиграет наше государство. Это самовоспроизводящийся ресурс и приносить он может больше чем сельское хозяйство.   

- Кирилличные домены: повторим ли ошибки России? 

- Прошло два года и в России все нормализовалось. Если мы учтем ошибки наших соседей, то все будет нормально. Я не вижу предпосылок для повторения чужих глупостей. Впрочем, стоит проводить этот процесс под общественным контролем, чтоб избежать разных спекулятивных вещей, монополизации.  

- Интернет сейчас остается конкурентной средой для продвижения политических идей, что нельзя сказать про другие СМИ. Вы не чувствуете попыток давления и ограничения свободы? Не повредит ли это бизнесу? 

- Это скорее все же вопрос к журналистам. То есть к вам. Но я считаю, что если такое давление есть, то достичь результата будет непросто. Политики относятся к Интернету, как к чему-то обособленному. Хотя чего же пенять-то на зеркало? В зеркало нужно смотреть.  Интернет в нынешних условиях отражает реальную ситуацию.  

Даже в периоды предвыборных кампаний активность политических сил в Интернете низка. Активны граждане, но чтоб кто-то заливал туда деньги – такого нет. На бизнес способны повлиять админресурс или значительные вложения.  Денег я не вижу. А от админресурса страдают все. Например, наверху сказали, что нужно «прибрать к рукам Интернет». Имели в виду политический Интернет, а внизу, например, подумали, что нужно прибрать к рукам интернет-магазины или что-то другое денежное. Политический эффект от этого ровно обратный. Политики не разбираются, не умеют, не используют Интернет по назначению. 

- В Штатах, например, используют активно... 

- Не стоит сравнивать Украину и США. Хотя может уже в 2015 году уровень воздействия Интернета на население будет достаточным, чтобы оказывать серьезное влияние на мозги избирателей. Мы отстаем от США на 7-8 лет в этом вопросе. 

- В чем для вас смысл iForumа, который пройдет 24 апреля?

- Мы хотели общаться с людьми, которые уже что-то сделали в этом мире. Было четыре iForumа и три из них закончились для меня новым бизнесом. Количество идей, которые я получаю в результате посещения iForumа не сравнится с книгой. Для того чтоб найти идею, для меня, нет ничего лучше этого мероприятия. Может мне так везет, но у многих такой же подход. Могут быть и другие мотивации.  Для молодых людей, которые начали делать первые шаги в сети важно пообщаться с людьми, которые продвинулись дальше вас. Я бы не сводил все к деньгам. Идею можно использовать не только для того, чтоб заработать деньги. Никакой другой выгоды от iForum нет, но идеи и общения стоят затрат. И поэтому мы и продолжаем им заниматься.

Владимир Задирака  

 

В статье упомянуты: Ольшанский Александр







Rambler's Top100 Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter