ћарт 26, 2019
ћедиаЅизнес
ѕользователь
ѕароль
 
“¬ѕресса–адиоЌаружка иноDigitalAmbient
Ќќ¬ќ—“»
√лавна€  /  –убрики
—ент€брь 29, 2008

Ќовые собственники украинских —ћ», - Ђ омментарииї

ѕоделитьс€: Facebook Twitter LiveJournal
¬ерси€ дл€ печати

–ынок средств массовой информации — не только один из наиболее динамично развивающихс€. ќн еще и один из тех, где за последние год-два произошли существенные, если не сказать радикальные, изменени€ в структуре собственников. ј также — в политических предпочтени€х владельцев информационных ресурсов.

ќ развитии ситуации на информационном рынке ”краины пишут часто. ќднако обычно эти сообщени€ касаютс€ событий лишь вокруг крупнейших телеканалов и газет, рассчитанных на всеукраинскую аудиторию. ¬ то же врем€ практически неисследованным осталс€ сегмент региональных —ћ», хот€ именно они, по большому счету, и формируют общественное мнение в своих вотчинах

Ё —ѕ≈–“џ «k:» проанализировали, кому принадлежат самые вли€тельные теле- и радиокомпании, газеты и интернет-издани€ во всех регионах ”краины. –езультаты этого исследовани€ представлены в сводной таблице. » почти кажда€ ее позици€ показывает, что —ћ» в ”краине до сих пор остаютс€ средством не только информировани€, но и формировани€ общественного мнени€ в пользу тех или иных политических сил.

ќ важнейших изменени€х структуры собственников местных —ћ» рассказали региональные авторы «k:». Ќо есть и одно общее дл€ всех регионов ”краины €вление, которое, впрочем, нехарактерно дл€ европейских стран. ¬ ”краине собственники газет зачастую €вл€ютс€ и собственниками систем распространени€ прессы. ¬следствие этого в нашей стране существует более 200 автономных структур-распространителей, но ни одна из них, если говорить о реальном положении дел, не охватывает в должной мере всю ”краину. ћежду тем дл€ европейских стран характерна обратна€ картина: существуют несколько — две-три (но не сто и не двести) — компаний, специализирующихс€ на распространении периодических печатных изданий и при этом не св€занных ни с какой газетой. Ѕлагодар€ своей незаангажированности эти компании могут авторитетно свидетельствовать об уровне попул€рности тех или иных изданий.

¬ ”краине в р€де регионов, в том числе в таких особо значимых, как  рым и ƒонетчина, установлен фактический монополизм одной компании-распространител€, котора€ при этом св€зана с одним медиахолдингом.  онкурирующим издани€м втиснутьс€ в эту систему практически невозможно, если, конечно, не жертвовать собственным имиджем. ¬ такой ситуации неудивительно, что в ”краине не существует структуры, котора€ занималась бы сертификацией проданных (не выпущенных, а именно проданных) тиражей. », похоже, это очень многих устраивает. ѕо крайней мере, газета « омментарии» — единственный деловой и общественно-политический еженедельник, который публично подн€л эту тему.

ћедиабазар по-харьковски

’арьковский медиарынок напоминает базар в южном портовом городе: на первый взгл€д впечатл€ет, однако стоит присмотретьс€ повнимательнее — и понимаешь, что найти здесь что-нибудь действительно качественное трудно.

ѕрактически каждый год в ’арькове рождаетс€ и умирает какой-нибудь газетный проект. » не один. «а последние несколько лет канули в Ћету «—обытие» (еженедельник, близкий к бывшему в то врем€ директором ’арьковского авиазавода ѕавлу Ќауменко), «—обыти€» (близка€ к –еспубликанской партии), «’арьковские ведомости» (которые были близки к экс-губернатору ≈вгению  ушнареву), «ћегаполис» (газета јндре€ Ўантаровича, оппозиционного белорусского журналиста, покинувшего родину), региональные выпуски газеты «24» и «15 минут». ќ прекращении выпуска бумажной версии за€вил еженедельник MediaPost (учредитель — «ураб јласани€), пообещав, правда, через некоторое врем€ возродитьс€ в »нтернете в новом качестве

ѕ–»„»Ќј такой высокой «газетной смертности» очень проста. ѕерва€ столица ”краины, претендующа€ еще и на эпитет «интеллектуальна€», к общественно-политическим издани€м, по большому счету, равнодушна. –едкий еженедельник или ежедневка местного производства может похвастатьс€ реализацией больше п€ти тыс€ч экземпл€ров. ѕожалуй, единственное исключение из этого правила — газета «¬рем€», подконтрольна€ «бютовцу» јлександру ‘ельдману. Ѕывша€ в советские времена изданием обкома партии (« расное знам€»), она, сменив название, сумела сохранить значительную часть подписчиков и, соответственно, довольно внушительный по нынешним харьковским меркам тираж. ѕо имеющейс€ информации, развить успех «¬ремени» планируетс€ за счет экспансии в другие регионы, кроме того, не исключено, что на базе издани€ будет создан медиахолдинг. „его нельз€ сказать о еще одном «печатном долгожителе» — «¬ечернем ’арькове» (его св€зывают с именем јлександра  агановского, з€т€ ≈вгени€  ушнарева).

¬ последнее врем€ к проблеме читательского безразличи€ добавилась еще одна: заметное сокращение количества числа газетных киосков. »х просто демонтировали. ќфициальна€ верси€ городских властей: фирма «ѕресса ’арьков», котора€, как утверждают в мэрии, св€зана с губернатором јрсеном јваковым, не оформила необходимые документы на землю под киосками, в том числе и договор аренды. Ќеофициальна€ — банальный передел рынка. ѕо ’арькову ходили слухи, что на рынок распространени€ планирует выйти крупна€ донецка€ компани€.  освенным подтверждением неофициальной версии может служить и то, что недавно на месте снесенных киосков стали по€вл€тьс€ новые.

Ѕезусловной достопримечательностью харьковского медиапространства может считатьс€ «7 канал». ¬оплощенные в жизнь «единство и борьба противоположностей» — почти по классикам марскизма-ленинизма.  аналом поровну владеют јваков и секретарь горсовета √еннадий  ернес, за последние два года публично не сказавшие слова доброго друг о друге. «ато канал дл€ борьбы друг с другом они используют очень активно. ¬ыход€щие на нем новости ј“Ќ (телекомпании, вход€щей в перечень медиаактивов јвакова) и «’арьковские извести€» (производства команды «Ќезависимой службы новостей», близкой к мэрии) как будто сн€ты в разных регионах, нос€щих, по иронии судьбы, одно название.

Ќадо отметить, что соблюдение неписаного правила «один канал — одна служба новостей» в ’арькове давно стало большой редкостью. —кажем, на «кнопке» государственного ќ“Ѕ в вечерний прайм-тайм вещает –-1, св€занный с  агановским. “е же новости ј“Ќ, кроме уже упоминавшегос€ «7 канала», можно смотреть еще на двух: «‘ора» и кабельном «‘аворит-новости» (оба св€зывают с јваковым). “о же касаетс€ «’арьковских известий», которые показывают на ј“¬  и «‘аворите». ƒо недавнего времени на трех каналах выходили и новости «ћедиаѕорт», однако в сент€бре они остались в эфире только S-TET (совместного проекта со столичным «“онисом»), а из эфира «‘оры» и «‘аворит-новостей» исчезли. ѕоговаривают, виной всему — €зык. «ћедиаѕорт» делает новости на русском, а у той же «‘оры» — вещание на украинском.

»нформационных радиостанций в харьковском эфире практически нет. »сключение составл€ют областное радио (главна€ аудитори€ — жители области, по старинке слушающие проводное радио), столичное радио «Ёра» и местна€ «Ќова€ волна», принадлежаща€ јвакову.
“е же, кто желает большей оперативности, непредвз€тости или сбалансированности, идут в »нтернет. Ќаибольшей попул€рностью пользуетс€ сайт агентства «ћедиаѕорт», стабильно вход€щий в топ-30 украинских информационных сайтов. ƒо ма€ 2006-го он был известен как сайт ћ√ «ќбъектив». Ќо после конфликта с учредителем јлександром ƒавт€ном был вынужден провести ребрендинг.
¬ладельцем агентства «ћедиаѕорт» €вл€етс€ известный в ’арькове журналист, нынешний директор областной телерадиокомпании «ураб јласани€.

¬ —еть идут и за большей скандальностью. ¬ последние годы по€вилось несколько сайтов, специализирующихс€ на харьковской тематике. —амые €ркие примеры — два «ƒозора», некогда бывшие одним целым. «√ородской дозор» по€вилс€ в результате борьбы местных бизнесменов братьев ѕротасов (считаетс€, что они обеспечивали проект материально) с мэром и секретарем горсовета. Ќо вскоре от «√ородского дозора» отпочковалс€ клон: «Ќасто€щий дозор», считающийс€ близким к  ернесу. —оответственно, основными его мишен€ми €вл€ютс€ јваков, ‘ельдман иже с ними. ¬ подборе эпитетов оба «ƒозора» не стесн€ютс€, в вольном толковании фактов — тоже. »х главна€ функци€ — не информаци€, а агитаци€.

јЋ≈Ќј  »–»ЋЋќ¬ј

 то заказывает музыку

ќдесчина переживает бум на рынке средств массовой информации. ѕравда, за внешним благополучием прогл€дывают признаки «перегретости» — в отдельных сегментах разворачиваетс€ жестка€ конкуренци€, и в ближайшие несколько лет количество —ћ» должно резко сократитьс€. ≈сли не случитс€ очередных внеочередных выборов...

ќƒ≈—„»Ќј €вл€етс€ единственной областью ”краины, в которой количество действующих —ћ» практически не уступает столичному показателю. 18 действующих телеканалов, два дес€тка печатных изданий, столько же радиостанций и интернет-изданий — и это только в ќдессе. ¬ области же, если считать по выданным лицензи€м, —ћ» больше двух сотен. », будто этого недостаточно, ежегодно по€вл€ютс€ все новые и новые массмедиа. “ак, за последние два года в ќдессе начали функционировать п€ть новых “– , причем некоторые со временем зан€ли верхние строчки неформальных рейтингов. —реди них — «ј“¬», канал, контролируемый депутатом горсовета, владельцем строительной компании «—лав€нский аль€нс» и мусоровывоз€щего предпри€ти€ «—оюз» »гор€ ћаркова. —вой канал по€вилс€ и у хоз€ина крупнейшей сети супермаркетов, а по совместительству — лидера облорганизации социалистов Ѕориса ћузалева — «ќ ». ќсобую активность в приобретении и создании —ћ» про€вл€ет учредитель ј Ѕ «—оц омЅанк», депутат облсовета от Ќ—Ќ”, близкий к мэру ќдессы Ёдуарду √урвицу ¬ладимир √алантерник. «а короткий период времени он попыталс€ сколотить целый медиахолдинг из каналов « руг» и « луб-“¬», газеты «¬ечерн€€ ќдесса», а, потерпев неудачу, не опустил руки и создал новый канал — GTV. —вой медиахолдинг, имеющий название «100%», создал конфликтующий с муниципалитетом владелец кредитного союза «ѕервое кредитное общество», лидер ¬сеукраинской партии Ќародного довери€ јндрей јзаров.

ѕо€вление новых телеканалов — как правило, «карманного» характера, тем не менее, привело к кризису «традиционных» одесских “–  — «ј–“», «–»ј », того же « руга», «√Ћј—а» и «ѕЋё—а». Ќе сумев помен€ть в соответствии с запросами телезрител€ контент, запустить новые успешные проекты, они проигрывают конкурентное соревнование молодым проектам.

—хожа€ ситуаци€ складываетс€ и на рынке печатных —ћ». «десь, правда, погоду делают не местные издани€, а всеукраинские холдинги, поставившие на создание региональных выпусков — «√азета 24», «√азета по-одесски» и «—егодн€. ќдесса». “ройка этих газет создает массу проблем «старикам» — «¬ечерней ќдессе», «ѕорто-франко», официальным «ќдесскому вестнику», «ќдесским извести€м», «„ерноморским новост€м». ћестные проигрывают «киевл€нам» практически во всем — от качества верстки и полиграфии до уровн€ журналистов. » если газетам, наход€щимс€ в коммунальной собственности, вр€д ли угрожает разорение, то, например, «¬ечерка», скорее всего, доживает последние годы. »нвесторов, готовых вложить в реформирование старейших местных изданий необходимые средства, пока не находитс€.

Ќо есть сегмент рынка, которому конкуренци€ нипочем. «„ас ѕик», «¬рем€ „», «ƒелова€ ќдесса», «—вободна€ ќдесса» и др., будучи дотационными, не завис€т ни от читателей, ни от рекламы и будут существовать ровно столько, сколько посчитают нужным их владельцы.

—ама€ же сильна€ конкуренци€ наблюдаетс€ в сегменте интернет-—ћ». ¬ силу небольшой аудитории и низких рекламных сборов, инвесторы неохотно вкладывают деньги в информационные сайты, из-за чего многие прекращают существование, так и не став полноценными средствами массовой информации. Ќапример, издание Odaily «ќдесса ежедневна€», созданное группой независимых журналистов «под покупател€». ѕокупател€, по всей видимости, не нашлось, и сейчас этот довольно качественный в свое врем€ сайт не работает. ¬ целом, интернетмедиа дел€тс€ на три категории. ѕерва€ — сетевые проекты крупных телерадиокомпаний — «–»ј» «√Ћј—» (медиагруппа «√Ћј—», депутат горсовета √еннадий “руханов); »ј « руг-информ» (“–  « руг», Ёдуард √урвиц»); »ј «–епортер» (семь€  руков). ¬тора€ — самосто€тельные издани€, имеющие солидную спонсорскую помощь — «Ёхо» (группа «ѕриморье», Ћеонид  лимов), « онтекст-ѕричерноморье» (—ергей √риневецкий»), «ќдессинформ» (Ёдуард √урвиц). Ћучше всего обсто€т дела у «Ёха», сумевшего первым создать сеть корпунктов в районах области и наладившего посто€нный приток свежих новостей. « онтекст-ѕричерноморье» зависит от своего учредител€ и клиентов — это единственное информагентство с закрытой новостной лентой. «ќдессинформ» после смены команды (из-за конфликта с учредител€ми оттуда ушли репортеры и главный редактор) резко снизил обороты, утратил оперативность и, как следствие, потер€л значительную часть аудитории.

“реть€ группа — политтехнологические проекты, создаваемые разными силами в основном дл€ «слива» компромата и дискредитации оппонентов. —ейчас наиболее раскрученными €вл€ютс€ «–евизор» (по некоторым данным, за ним стоит »горь ћарков), «—праведлива€ ќдесса» и «¬згл€д из ќдессы» (контроль над ними приписываетс€ Ёдуарду √урвицу).

¬ целом, медийное пространство ќдесчины пребывает в кризисном состо€нии: у большинства —ћ» наличествуют финансовые трудности, обусловленные падением поступлений от рекламы и позицией инвесторов, многие из которых разочаровались в «карманных» медиа, не принос€щих ожидаемых политических дивидендов. —корее всего, в будущем это приведет к массовой ликвидации р€да телеканалов и газет. »збежать же такого развити€ событий может помочь дальнейша€ эскалаци€ политического противосто€ни€ в городе, а также веро€тные досрочные выборы в ¬ерховную –аду. ¬ этом случае избавление даже от не вполне полноценных медиаресурсов станет непозволительной роскошью.

ќЋ≈√  ќЌ—“јЌ“»Ќќ¬

Ћьвовские медиаметаморфозы

Ќаибольшее вли€ние на медиапространство Ћьвовщины имеют ѕетр ƒыминский и јндрей —адовый.

ѕоследние несколько лет стали во Ћьвове периодом тотальных пертурбаций в медиапространстве и сфере медиасобственности. ƒо революционных перемен дело не дошло, но дл€ журналистов, медиаменеджеров и политических сил метаморфозы оказались знаковыми. “ем более что дело не только в смене собственников и корпоративных переделах, но и в закрытии значительного количества старых и открытии новых проектов. ј также в том, что большее внимание потенциальных инвесторов стали привлекать телевидение и »нтернет

ѕ–ј¬ƒј, сегодн€ телевидение — наиболее стабильный сегмент в сфере львовских медиа. ¬опреки посто€нным слухам о возможных переделах или открытии новых проектов с мощными инвесторами ситуаци€ не мен€етс€ в течение трех-четырех последних лет.  ак и ранее, первую скрипку играет “–  «Ћюкс», которую контролирует городской голова, член Ќ—Ќ” јндрей —адовый (хот€ есть основани€ считать, что эту собственность он делит с генеральным директором компании –оманом јндрейко; также ход€т слухи об определенных вливани€х со стороны медиахолдинга ¬иктора ѕинчука).  онсервативность аудитории до сих пор позвол€ет держатьс€ на плаву Ћьвовской государственной областной телерадиокомпании со своим «12-м каналом». ≈е неизменный директор ярослав  лимович сохран€ет свою должность благодар€ ло€льности к областному руководству, какую бы политическую силу оно ни представл€ло. ќднако на сегодн€ ситуаци€ несколько изменилась, ведь пан ярослав и сам стал партийцем, пройд€ в областной совет по списку «Ќашей ”краины». “ак же, как и коммерческий директор Ћ√“– , инициатор создани€ коммунального телевидени€, а ныне и один из основателей первой частной телекомпании в Ћьвове “–  «ћ≥ст» ћихаил ’войницкий. ”читыва€ же, что еще и директора «ћосту» »гор€ Ўумило св€зывают с группой ѕетра ѕорошенко в «Ќашей ”краине», можем говорить о полном доминировании Ќ” в местном телеэфире. “ем более что еще одна местна€ телекомпани€, Ќ“ј, по€вилась недавно и пока не успела завоевать свое место на рынке. ¬прочем, нужно отметить, что “–  «Ћюкс» нельз€ считать сугубо «нашеукраинским» проектом, ведь јндрей —адовый часто игнорирует интересы своей партии (поэтому как инструмент политического вли€ни€ “–  может рассматриватьс€ разве что в контексте выборов мэра), а ярослав  лимович едва ли будет рисковать креслом директора Ћ√“–  в пользу членства в Ќ—Ќ”, то есть многое будет зависеть от позиции губернатора Ќикола€  мит€.  роме того, телевидение — единственна€ сфера, в которой все проекты (кроме государственной телекомпании) €вл€ютс€, прежде всего, бизнесом, а политическа€ составл€юща€ — второстепенна. ¬озможно, именно поэтому данный сегмент €вл€етс€ наиболее стабильным в медиасфере Ћьвова.

¬ сегменте радио самые заметные перемены св€заны не со сменой собственности, а с прорывом новой радиостанции. –ечь идет о радио «ћан», которое в последнее врем€ нередко вытесн€ет с первых позиций рейтингов «Ћюкс» и «Ћьв≥вську хвилю» — зубров городского радиоэфира. ¬ значительной степени этому способствует ставка на музыкальное наполнение, и не в последнюю очередь — отсутствие политических вли€ний. Ёто обусловлено тем, что владельцем радиостанции €вл€етс€ польска€ сеть RMF-FM. ѕоэтому новости на «ћане» довольно аполитичны. «‘ишка» радио — отсутствие политической рекламы. ј вот «Ћьв≥вська хвил€» с 2004 года сменила нескольких владельцев, успев побывать и в руках бывшего начальника городской налоговой «эсдека» ћирослава ’ом€ка, и президента компании «»нтермаркет» «нашеукраинца» –омана Ўлапака, и местного толстосума ѕетра ƒыминского. »менно он и контролирует этот ресурс на данный момент. ¬прочем, как свидетельствуют источники в радиокомпании, ƒыминский сейчас не особо вмешиваетс€ в редакционную политику, его единственным требованием €вл€етс€ большее внимание к футбольному клубу « арпаты». –адио «Ћюкс», как и раньше, полностью контролирует јндрей —адовый.

√азетный рынок подвергс€ пертурбаци€м больше всех остальных. ѕрежде всего, нужно сказать о закрытии целого р€да когда-то очень вли€тельных изданий и политизации одного из лидеров — газеты «¬исокий «амок». ¬ течение года после парламентских и мэрских выборов 2006-го с рынка исчезли газеты «ѕоступ», ««а в≥льну ”крањну», «ћолода √аличина», «јргумент-газета» и «јргумент-влада». ѕерва€ оказалась ненужной јндрею —адовому, победившему на выборах городского головы и решившему сосредоточитьс€ на телевидении и »нтернете, в котором к тому времени он полностью проигрывал информационные войны оппонентам. ««а в≥льну ”крањну» и «ћолода √аличина» стали жертвами полного провала «эсдеков», которые владели издани€ми до 2005 года. ѕарти€ свернула свою де€тельность в регионе, а финансисты — бывшие руководители местных налоговой и таможни —ергей ћеведчук и “арас  озак — перебрались в  иев. «атем «ћолоду √аличину» просто закрыли, а ««а в≥льну ”крањну» за бесценок купил ѕетр ƒыминский. ќлигарх хотел изменить формат газеты и сделать из нее вли€тельное аналитическое издание. ќднако сначала начались конфликты с коллективом, потом изменилась периодичность газеты — из еженедельника она стала ежемес€чником, а вскоре вообще перестала выходить. ѕо одной из версий, ƒыминскому не удалось найти менеджера, который согласилс€ бы работать на его услови€х, по другой — президента « арпат» на самом деле интересовало лишь здание в центре города, которое занимала редакци€.

„то касаетс€ действующих изданий, то на рынке осталась «”крањна ≥ час», котора€ занимает небольшую его нишу и до сих пор принадлежит депутату от ѕартии регионов и владельцу рынка «ѕивденный» ѕетру ѕисарчуку. √азета «–атуша», хот€ и €вл€етс€ собственностью горсовета, посто€нно страдает от недофинансировани€. Ёто обусловлено позицией главного редактора Ќикола€ —авельева, который посто€нно критикует мэра —адового. «Ћьв≥вська газета» — все еще собственность –омана Ўлапака, президента компании «»нтермаркет» и депутата горсовета от «Ќашей ”краины». ѕосле р€да конфликтов внутри коллектива и с владельцем наполнение издани€ изменилось, и сейчас оно полностью ло€льно к городской и областной власти и к «Ќашей ”краине». —амое крупное украино€зычное издание в стране и лидер львовского газетного рынка «≈кспрес» €вл€етс€ собственностью главного редактора »гор€ ѕочинка, остава€сь исключительно бизнес-проектом. ј вот «¬исокий «амок», который в свое врем€ боролс€ с «≈кспресом» за первенство, превращаетс€ в рупор ёлии “имошенко. ¬едь шеф-редактор и владелец существенной доли акций «¬исокого «амка» (кроме самой газеты это еще и издательский дом с мощной типографией и сетью распространени€) стал народным депутатом от Ѕё“, говор€т, ему протежирует лично јлександр “урчинов. ¬месте с тем владельцы контрольного пакета «¬исокого «амка» — норвежский холдинг Orkla Media, — отча€вшись достичь ощутимого финансового результата, все меньше вмешиваютс€ в дела издани€.
—менила собственника и имеет все шансы стать серьезным игроком на рынке ранее малотиражна€ «—уботн€ пошта». ≈е многолетний владелец и главный редактор –устам  урбанов продал издание компании «–о€л», украинско-чешскому —ѕ, которое владеет огромной сетью игровых автоматов. ћожно предположить, что главной целью нового инвестора, который уже существенно улучшил материальную базу издани€ и стараетс€ вывести его на более высокий качественный уровень, €вл€етс€ давление на јндре€ —адового, убежденного противника развити€ игорного бизнеса во Ћьвове.

—реди новых газет, по€вившихс€ во Ћьвове, следует отметить два откровенно политических проекта — «Ќовий погл€д», подконтрольный ”Ќѕ, и «≤нформатор» ѕетра ѕисарчука. ѕравда, если перва€ газета стабильно выходит уже более года и понемногу занимает место на рынке благодар€ оппозиционности к городской власти, втора€ делает лишь первые шаги, и прогнозировать ее будущее пока рановато.

ѕохоже, окончательно стабилизировалс€ сегмент интернет-изданий. «десь лидирует ««ападна€ информационна€ корпораци€» («» ) — один из самых старых ресурсов, который в последнее врем€ расшир€ет круг читателей за счет инвестиций ƒыминского и «желтой» подаче материалов. Ќе страдает от недофинансировани€ и проект ««ах≥д-нет», в который вложил серьезные инвестиции јндрей —адовый. Ѕлагодар€ этому, а также грамотному менеджменту издание всего за год стало довольно заметным во львовском сегменте »нтернета. Ќесколько отстает от них провокационное и эпатажное издание «¬голос», которое очень часто мен€ло инвесторов и, наконец, договорилось с представител€ми «ѕоры» ѕетром јдамиком и ¬ладимиром  вуртом.

¬—≈¬ќЋќƒ ѕќЋ»ў” 

—истема ло€льности к „ерновецкому

¬ —“ќЋ»÷≈ практически нет столичных —ћ».

 роме муниципального медиахолдинга сугубо столичным изданием можно считать разве что «√азету по-киевски» группы «ѕриват». ¬се остальные медиаобъединени€ довольствуютс€ в лучшем случае одной-двум€ тематическими страницами в своих издани€х или одним сюжетом в теленовост€х.

 ак ни парадоксально, но в столице фактически нет журналистов, специализирующихс€ исключительно на проблемах киевской политики и экономики. Ѕольшинство тех, кто пишет о  иеве, — делает это спорадически и как бы в нагрузку к своей основной специализации. ƒело в том, что до последнего времени практически все —ћ» не считали, что киевские проблемы следует выдел€ть в отдельную рубрику. ¬ последнее врем€ сразу два отечественных медиагранда стали активнее освещать столичную тематику. Ёто, прежде всего, « омсомольска€ правда» (”краинский медиа-холдинг) и газета «—егодн€» (владелец — –инат јхметов). ¬месте с «√азетой по-киевски» они оккупируют львиную долю всего ежедневного столичного газетного пространства. ћежду тем со времени перевыборов-2008 можно проследить одну важную тенденцию — местна€ власть начала кампанию, которую можно охарактеризовать как «подавление негатива».  ритических статей о мэре „ерновецком и его команде прочитать практически невозможно (частично исключение составл€ет «√азета по-киевски»). “аким образом, в самом массовом сегменте газетного столичного пространства мэр  иева предстает преимущественно в положительном ракурсе.

„то касаетс€ телевизионного пространства, то, кроме ежедневного дес€тиминутного выпуска столичных новостей на «5-м канале» (владелец — ѕетр ѕорошенко), существует лишь муниципальна€ “–  « иев», котора€ €вл€етс€ рупором исключительно мэра столицы. —ледует отметить, что руководителем этого канала после выборов был назначен јндрей Ѕенкендорф, сын которого ≈гор, по мнению большинства обозревателей, был техническим кандидатом „ерновецкого на выборах-2008. ѕравда, рейтинг этого канала, равно как и вли€тельность муниципальных печатных изданий, очень низка€. Ётим обусловлено то, что в своей медиаполитике команда „ерновецкого делает ставку на так называемую программу ло€льности в других —ћ».

—толичный »нтернет — это исключительно приложени€ к раскрученным сайтам (по этому пути пошли «”краинска€ правда», ProUA, «ќбозреватель» и т.д.). Ёто тот небольшой сегмент медиарынка, где относительно регул€рно пишут о  иеве и врем€ от времени подвергают критике столичную власть (интернет-пользователи не вход€т в целевую аудиторию городского головы, потому критика в этом сегменте становитс€ принципиальной дл€ команды „ерновецкого исключительно в период выборов). Ќужно также отметить, что бюджеты этих приложений весьма мизерны и в них задействовано не более двух-трех журналистов. “ак что говорить о сколь-нибудь глубокой проработке столичной тематики не приходитс€.

¬јƒ»ћ ƒ≈Ќ»—≈Ќ ќ

ƒонецкий «информационный зонтик» дыр€вит  иев

ѕодконтрольные хоз€евам ƒонбасса —ћ» не могут защитить умы местного населени€ от нашестви€ «вредных идей» из столицы

ѕервые прорехи в мощном «информационном зонтике», создаваемом над ƒонбассом местными власт€ми и бизнесом в течение дес€ти лет, по€вились после президентских выборов 2004 года. ѕравда, уже в первые мес€цы 2005-го «донецким» худо-бедно удалось залатать эти дыры. ¬ городах и районах газеты и телевидение оп€ть вернулись под полный контроль местных администраций, советов и их союзников-бизнесменов. ¬ывески с формулировкой «собственность трудового коллектива» только вводили обывател€ в заблуждение

Ќ≈ »«ћ≈Ќ»Ћ» форму собственности и ключевые региональные издани€. “ак, государственным осталс€ единственный телеканал — ƒ√“– . ≈го руководство продолжает разрыватьс€ между донецкими власт€ми и собственным руководством в столице. ќт этого программное качество не улучшилось, а сильно проиграло. ∆урналисты рассматривают телеканал как трамплин дл€ прыжка в более имиджевые донецкие эфиры. “олько за последние два года зрительска€ аудитори€ ƒ√“–  сократилась более чем в два раза. ¬о многом «помогло» этому и руководство Ќацсовета по телевидению и радиовещанию, отдавшее праймовое врем€ государственного телеканала некоторым состо€тельным столичным студи€м.

—овсем другие проблемы пришлось решать руководству “–  «”краина». ѕретензии на звание «ведущего национального канала» вынудили собственника провести р€д реорганизаций. “ак, например, генеральным директором был назначен иностранец ¬ольдемар ƒзики.  лючевой определена не донецка€, а киевска€ студи€.   созданию политических программ были привлечены ведущие столичные журналисты. Ќемалые деньги потрачены на покупку прав на трансл€цию матчей отборочного турнира чемпионата мира по футболу и Ћиги европейских чемпионов. Ќо при этом каналу пока не удалось прорватьс€ во второй эшелон всеукраинских каналов.

Ќемало проблем дл€ развити€ телепространства јхметова создает и странна€ структура его холдинга. “ак, сама “–  «”краина» до недавнего времени входила в медиахолдинг «јќ «ћедиа-пресс», общее руководство которым осуществл€л оп€ть же иностранец √ильермо Ўмитт.  роме телеканала в медиахолдинг входили всеукраинское печатное издание «—егодн€» и региональные «—алон», «ƒонецкие новости», «ѕриазовский рабочий» и «¬ечерний ƒонецк». ѕосле очередной реорганизации холдинг разделили на «печатные издани€ и другие», назначили новых руководителей, но за √ильермо Ўмиттом сохранили контроль над «общими процессами». “акже следует отметить, что, по имеющейс€ у «k:» информации, прин€то стратегическое решение об экспансии газеты «—егодн€» в ƒонецкую область. “аким образом, газета «—алон ƒона и Ѕаса», в насто€щее врем€ €вл€юща€с€ ведущим местным изданием холдинга, может потер€ть большую часть читательской аудитории.

Ћавры медиамагната, похоже, не дают поко€ еще одному представителю крупного бизнеса — хоз€ину ћариупольского меткомбината им. »льича ¬ладимиру Ѕойко. –азовый тираж его заводской газеты «»льичевец» превысил 100 тыс. экземпл€ров. ѕо примеру «√азеты по...» местные «»льичевцы» штампуютс€ в р€де городов ”краины. Ќа подходе его столичный собрат. ѕравда, при этом не приходитс€ говорить о полноценном маркетинге. Ќапример, на меткомбинате проводитс€ об€зательна€ годова€ подписка. ј это худо-бедно уже составл€ет более 70 тыс. экземпл€ров. Ќа предпри€тии утверждают, что Ѕойко и не преследует цель получить прибыль от издани€. √лавное дл€ него — расширить собственное информпространство под очередные выборы. ѕодобный подход практикуют и в ћакеевке. ¬ли€ние на «ћакеевский рабочий» и «¬ечернюю ћакеевку» сохранил бывший мэр города ¬асилий ƒжарты. — помощью местной власти он внедр€ет об€зательную подписку на эти газеты и тем самым сохран€ет их 50-тыс€чные тиражи. ¬ редакци€х таким положением удовлетворены и уходить «из-под ƒжарты» €вно не собираютс€.

 роме частичной утраты административного контрол€ над донецким медиапространством после 2004 года немалый урон местному монополизму нанесли пришедшие в регион столичные печатные издани€, имеющие свои донецкие представительства и отдельные региональные полосы. Ќапример, «√азета 24» или «√азета по-донецки» составили не только ощутимую конкуренцию местным издани€м того же јхметова, но и переманили оттуда лучшие журналистские кадры. ј это значит, что пресловутый донецкий «информационный зонтик» скоро может прохудитьс€ окончательно.

јЋ≈ —јЌƒ– ћ»ў≈Ќ ќ

http://comments.com.ua



ƒобавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
∆ирный  урсив —сылка ÷итата


«ащитный код
ќбновить








Rambler's Top100 ≈сли ¬ы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter