ћарт 29, 2017
ћедиаЅизнес
ѕользователь
ѕароль
 
“¬ѕресса–адиоЌаружка иноDigitalAmbient
Ќќ¬ќ—“»
ќкт€брь 1, 2013

¬ладимир ќстапчук: Ђ–адио Ц одно из самых свободных и честных —ћ»ї

ѕоделитьс€: Facebook Twitter LiveJournal
¬ерси€ дл€ печати

¬едущий утреннего шоу «’эппи –анок» на ’ит FM ¬ладимир ќстапчук рассказал о профессии радиоведущего. „итайте о том, в чем ее особенности, как происходит собеседование, важен ли тембр голоса и дикци€, в каком возрасте нужно приходить на радио, об ошибках, юморе и - многои другом. ƒанное интервью - первый материал стартовавшего 1 окт€бр€ на ћЅ спецпроекта о медийных професси€х. ѕервый цикл в разделе «ћедиаѕрофи» посв€щен сфере радио и реализуетс€ совместно с –адиокомитетом.


- ¬ы пришли в утреннее шоу ’ит FM недавно.  ак это случилось?
- ќколо полугода тому назад € пришел в команду "’эппи –анок". я по образованию филолог и телеведущий,  работаю на нескольких телеканалах сегодн€, но радио мне нужно было об€зательно. я считаю, что радио – одно из самых свободных и честных —ћ» сегодн€. Ќа “¬ у теб€  есть прописанный сценарий, большое количество людей из команды, которые согласовывают те или иные вещи. “ы можешь придумать шутку и попытатьс€ включить ее в сценарий, но она должна пройти такую массу инстанций… ¬се помним историю ведущего российского “¬ »вана ”рганта, котора€ привела к международному скандалу.  Ќа радио – больша€ свобода движени€, творчества.
—уществует, кстати, несколько мифов о радиодидже€х. ¬ Ўтатах есть такое пон€тие «7-11». Ёто сеть магазинов, котора€ работает с 7:00 до 23:00. ” них дверь не обычна€, а вращающа€с€. “ак вот, в јмерике Dj называют «seven – eleven», подразумеваетс€, что у него рот должен не закрыватьс€ с утра до вечера. Ќо это не так, у нас нет такой задачи – много говорить. –адио – это фон жизни человека. ƒл€ того, чтобы этот  фон был комфортным, ты должен говорить меньше, но интереснее, никаких штампов. Ќапример, врем€ – волна, на которой мы работаем, в студии работает такой-то… ƒа слушателю все равно кто работает! ≈му важно -  что он может вз€ть из вашего разговора.

-  ак проходили собеседовани€?
- Ѕыл такой јнатолий јнатольевич, который работал в команде шоу, но сейчас ушел работать на «ѕлюсы». ќн искал себе замену, мы были знаком, позвонил мне и сказал: «Ќе хочешь попробовать?» ѕочему бы и нет? Ќо нужно было пройти кастинг.
Ќа кастинге, образно говор€, ты должен показать свой лучший прыжок. ј € предупредил сразу, что не знаю стандартов и требований к ведущему, какой уж тут "прыжок". ѕлюс нужно было прийти и работать эфир с людьми, которых ты увидел 10 минут назад.  то эти люди? „ем занимаютс€?  ак мысл€т? ¬ общем, все было совершенно непон€тно. —овпадете ли вы тембрально и эмоционально? Ќо € пришел, мы записали выход в эфир на три минуты, € даже не помню уже, какую тему обсуждали.  ажетс€ - что-то о Ћукашенко. „ерез неделю мне перезвонили и сказали, что € попал в «суперфинал». ѕриехал еще раз, записали эфир на украинском в режиме реального времени с актуальными новост€ми и т.д.  » – прошел.

- ¬ам потом сказали, почему выбрали именно вас?
- „астично – потому что € подошел по образу. ѕредыдущий ведущий был такого же возраста, был также женат и т.д. », дабы достаточно консервативного слушател€ не отвратить каким-то резким кардинально новым типажом, решили что новый человек должен в чем-то совпадать. Ќо по факту мы – совершенно разные люди, и это оказалось тоже неплохо дл€ эфира.

- », все-таки, на что при приеме на работу смотр€т в первую очередь? “ембр голоса?
- “ембр важен, ты не должен быть противен, конечно. “еб€ воспринимают по тембру голоса в первую очередь, это - как встречают по одежке. Ќо тембр - не самое главное. ≈сли ты читаешь как Ћевитан, но пуст внутри, ты никогда не будешь интересен слушателю.
¬ телевизоре картинка дает 80% воспри€ти€ человека. Ќе важно, как говорит јнна —еменович. ¬се знают ее образ. ј в радио тебе нужно настолько заинтересовать своим содержательным монологом или диалогом радиослушател€, чтобы он теб€ не отпустил. “ы должен быть интересным, нужно очень много читать, очень много готовитьс€. ” нас каждый день как минимум четыре часа подготовки к эфиру. Ѕытует мнение, что радиоведущие могут на импровизаци€х "выехать", но это -неправда. “ебе никогда не прост€т оплошность или ошибку.

—лушатель должен тебе верить. я вот не верю 18-летним Dj, которые будут говорить о разводах или политике. Ќу не верю! Ќа британском BBC некоторые моменты четко прописаны. Ќапример, там до недавнего времени диктор шел читать новости только в костюме. ƒа, теб€ не видно, но это – элемент собственного настроени€, уважени€ к профессии, к себе в профессии и слушателю. ¬торой момент – все серьезные западные медиаличности – в возрасте.

- ј в каком возрасте лучше приходить на радио?
- я бы не рекомендовал люд€м младше 23 лет, когда у многих происходит превращение по ’эмингуэю из «мальчика» в «мужа», работать в эфире. Ёто – мое личное мнение, может быть, гуру радиоэфира считают иначе. »ли радиостанци€ рассчитана исключительно на молодежь 16-20 лет. Ќо, в любом случае, ты должен быть не пустой внутри, обладать жизненным опытом и собственным мировоззрением.

- ќбразование наверн€ка сыграло тоже свою роль. ” вас ведь есть диплом телеведущего?
- ƒа, € заканчивал школу телеведущих. Ќо фактически это не то. Ќикто  ни на каких курсах не научит работать на телевидении или на радио. “олько практика. “ебе расскажут, как работает радиостанци€, что такое медиабизнес, что есть выходы в 40 секунд и ты не должен говорить больше или меньше. Ќо это все - фигн€ полнейша€. “ы должен приходить на радио и учитьс€ у правильных людей. я отучилс€ год, заплатил соответствующую сумму, но понимаю, что это не то. ќбразование и диплом в работе ведущего роли не играет. ћне моего филологического общего образовани€ вполне хватает дл€ работы в эфире. я считаю, что этому не нужно учить в классическом смысле. “олько практика "на производстве".
 
- „ем именно помогает филологическое образование?
- ƒает правильность речи в первую очередь, грамотность.  роме того, у мен€ было много часов теории филологии, € знаю немало фактов об истории слов, тонкост€х перевода. Ёто дает и окраску эмоциональную, и дополнительную информацию. Ќапример, слово «бикини» произошло от названи€ атолла, на котором в 1946 году произошел взрыв атомной бомбы. ћногие девушки нос€т бикини, но этот факт знают не все. “о есть, ты знаешь больше, и за счет этого можешь св€зать необычным образом информацию, можешь использовать игру слов и т.д. «акончить филологический факультет – это как закончить институт общеобразовательных искусств в –оттердаме. ѕрименени€ никакого, но есть  обща€ картинка. Ёрудици€. ћожешь кроссворды разгадывать, например, или грамотно писать слово «профессор».

- ¬ы сидите в рубке, аудитори€ где-то там далеко, сразу отклика эмоционального нет, получаетс€ некотора€ стеночка между вами и слушателем. Ќет психологического дискомфорта сначала? » как преодолеваете, если есть?
- ≈сть така€ проблема, но наше руководство прин€ло меры. ¬италий ƒроздов все делает правильно, по книгам. ≈сть такой момент – ты должен общатьс€ со слушателем, как будто общаешьс€ со своим знакомым. “о есть, не говоришь: « ƒоброе утро, друзь€. —ейчас мы послушаем интересную информацию за последний час». “ы не апеллируешь к какой-то эфемерной аудитории, а обращаешьс€ к коллеге: «...привет! —лушайте, € нашел офигенную информацию!». » когда слушатель воспринимает гораздо лучше разговор троих людей между собой, чем беседу ведущего со стенкой и ведущие станов€тс€ практически родными.

- „ему еще пришлось учитьс€? ¬едущий утреннего шоу должен, например, уметь работать за пультом?
- я, честно говор€, пока отлыниваю от этого. Ќо каждый, конечно, должен учитьс€ работать с техникой. Ёто сложнее, гораздо сложнее, чем просто говорить. Ёто как водитель маршрутки – и рулит, и оплату за проезд принимает, и по телефону говорит.
” нас 3 - 4 микрофона, есть музыкальные подклады под выходы с других сайтов. »х нужно скачать, переконвертировать, разметить… ≈сть программа музыкальна€, котора€ стоит в автоматическом режиме. ѕесни мы не имеем права самосто€тельно ставить, убирать – дл€ этого есть музыкальный редактор, который формирует список песен на каждый час. ј наша работа – расставить их внутри часа, разметить рекламные блоки. ћы же - сетева€ радиостанци€, сама€ крупна€ в ”краине, и, если мы должны выйти с рекламным блоком в 26 минут, то, если мы не свернули разговор, не пустили рекламу в 28 минут,  программа автоматически закроет нам рот и съедет на рекламу. “ы должен четко понимать: дл€ выхода у теб€ есть 3 или 2 минуты, и ты должен весь свой законченный рассказ вложить в это врем€.

- “рудно было привыкать к такой сжатости во времени?
- ћне – да, трудно. –еб€там, которые здесь уже по шесть лет работают, конечно, легче. » сначала € просто подстраивалс€ под них, ориентировалс€ на них.

0f3m6910.jpg- ≈сть еще момент, когда человек один сидит в эфире, ему проще рассчитать врем€ – он тратит его только на себ€ и понимает: вот сейчас € договорю, попрощаюсь и перейду на рекламу. ј когда вас трое? ћогут перебивать, вставл€ть свои шутки и т.д.
 - «десь нужно раздел€ть: есть ведущие утренних шоу и линейные ведущие пр€мого эфира. Ћинейный ведущий действительно работает один, и его задача спокойно, комфортно дл€ радиослушател€, не нагружа€ лишней информацией озвучить врем€, анонсировать рубрику, объ€вить песню. ƒа, действительно, он видит в программе, что до конца песни осталось 45 секунд и он за эти 45 секунд может сказать какое-то количество слов. Ќо, когда ты работаешь в шоу, у теб€ нет такой возможности, ты должен работать одновременно еще с двум€ людьми. “рем люд€м нужно как-то ужитьс€, это сложнее. », хот€ у нас самое попул€рное утреннее шоу, нас шеф по-прежнему собирает и делает разбор полетов: реб€та, вы перебиваете друг друга, спешите, вы должны говорить более комфортно дл€ радиослушател€ и т.д.

 - ƒикции дополнительно учитьс€ пришлось?
 - Ќет. я ходил на дикторские курсы в свое врем€ и могу сказать, что все это фигн€. ƒикци€, тембр голоса – это либо есть от природы, либо нет.  ≈сли у теб€ нет дефектов, ты можешь работать.

 - Ќо есть же упражнени€ все равно какие-то...
 - ≈сть. я разными упражнени€ми страдал когда-то тоже. ≈сть система —трельниковой – это оперна€ певица, котора€ потер€ла голос и которкими дыхательными поступательными движени€ми разрабатывала голосовые св€зки. ≈сть артикул€ционные упражнени€ на разработку… Ќо главное - практика! Ќужно просто говорить.

-  ак строитс€ ваш рабочий день? ¬о сколько подъем?
- ¬ 6:00 € просыпаюсь, в 6:30 выезжаю на работу, благо живу недалеко и ехать дес€ть минут всего. ¬ 6:50 у нас первый выход, заканчиваетс€ эфир в 10:10. «атем подготовка к следующему эфиру и разбор полетов – что удалось, что – не удалось, что получилось – не получилось. » где-то в 13:00 -14:00 € еду уже на другую работу или домой. Ќо, в любом случае, еще и последние новости вечером ты должен об€зательно просмотреть, чтобы утром быть в курсе всех новостей, быть первым.

- ј как готовитесь к эфиру?
- ¬ эфир мы выходим каждые 10 минут, шесть выходов  в час. »х нужно проработать. ” нас есть рубрикатор и какие-то схематически прописанные вещи, как, например, игра с радиослушателем в 8:20. Ќо есть – выходы, дл€ которых мы каждый день готовим новости или интересную информацию. ѕри этом ты не должен много говорить о политике – это надоест. “ы не должен свалитьс€ в бытовуху или черный юмор. » каждый день – это фактически вызов самому себе: ты не должен сделать хуже, чем вчера. ћне чем нравитс€ в спорте ситуаци€? Ќапример, ты – олимпийский чемпион. “ы один раз победил - и все!  “ы теперь всю жизнь – олимпийский чемпион. ћожешь больше не выступать, можешь напитьс€ и провалить квалификацию, но ты все равно – олимпийский чемпион. ј здесь каждый день нужно быть не хуже, чем вчера. » это, с одной стороны, закал€ет, с другой – накладывает много ответственности.

-  акие первые ошибки в работе допускали c самого начала?
- ѕеребивал коллег усиленно, часто на себ€ перет€гивал оде€ло.  огда ты приходишь в сложившуюс€ команду,  чувствуешь себ€ неуверенно и стараешьс€ больше про€вл€тьс€, практически выкрикивать, идет притирка. “ы перебиваешь, неудачно шутишь, тебе кажетс€, что это смешно, но смешно ли дл€ слушател€? “ы можешь смотреть телеканал «ƒождь», читать Esquire, а твой слушатель, допустим, слушает ¬аенгу, смотрит Comedy Club и т.д. я не говорю о нашей аудитории сейчас, €  привожу пример. » то, что ты вычитал интересного в модном журнале «Ќаука и жизнь» не всегда будет интересно твоей аудитории.

- ≈сть плюсы профессиональные дл€ вас, как изначально телеведущего, от работы на радио?
- ≈сть.  огда € разговаривал с руководством, € честно сказал, что мне очень важно чувствовать, что € профессионально расту.  ак только € перестану расти и почувствую стагнацию, «потолок», € уйду. Ќапример, на нашем телевидении ёра √орбунов или ƒоманский уже выросли из этих штанишек, но дальше идти некуда. –азве что в ћоскву, как ƒима Ўепелев, но там высока€ конкуренци€, многих, наверное, здесь держит семь€ и другие личные факторы. ¬от когда чувствуешь «потолок», сложно. я пока расту. „то дала работа на радио? Ёрудированность растет, € стал смекалистее, быстрее реагирую, «отбиваю» реплики. “ы учишьс€ играть в словесный пинг-понг, когда за доли секунд нужно проанализировать и решить, как отшутитьс€, как отреагировать, как выйти из эфира. Ёрудици€ растет в силу того, что каждый день ты перелопачиваешь кучу информации, слышишь и рассказываешь кучу историй. Ётака€ зар€дка дл€ мозга. —тал грамотнее юмор.

- ¬ каком смысле – юмор грамотнее?
- ёмор бывает достаточно плоским или специфичным. ¬озьмем сериал «¬италька»: «Ќу ти ж тьолочка, тоб≥ проще. «ахот≥ла њсти– п≥шла, зварила». Ёто тоже юмор, и у этого юмора есть сво€ аудитори€. Ќо этот не тот юмор, к которому нужно стремитьс€. —тремитьс€ нужно к простому, но неглупому. Ќапример, говор€т, что у каждого человека, который занимаетс€ бодибилдингом, должно быть две девушки – одна на массу, втора€ – на рельеф. Ћюди, которые качаютс€, понимают, что есть большие гири и штанги и маленькие, и это сравнение - смешно, это уже интеллектуальный юмор.

- ¬ каждой профессии есть «профессиональные деформации». ѕосле многих часов говорени€ нет желани€ прийти домой, закрытьс€ и тихонечко посидеть в углу, чтоб никто не трогал?
- я молчу дома, кстати. я заметил, что у мен€ в основном жена говорит. Ќе то, чтобы  € устал. ƒа, есть еще вот такой фактор. ѕосле трех мес€цев работы на радио у мен€ возникло ощущение, что € уже все сказал, рассказал все интересные истории, высказал мнение по всем поводам – внутренн€€ политика, экономика, депутаты, лична€ жизнь. » у мен€ было ощущение, что € все, перегорел, € пустой внутри. ј что мне нести люд€м? ќ чем рассказывать? » € пон€л, что такое перегорание происходит с каждым радиоведущим, его нужно пережить. ѕричем оно не проходит само, тебе нужно готовитьс€ в три раза больше, читать, смотреть, слушать, переживать, набиратьс€ новых впечатлений и тогда ты еще сможешь что-то новое интересное люд€м преподнести, быть по-прежнему интересным.

- „ем телеведущего привлекла работа на радио? ќбычно ведь считаетс€, что радийщики мечтают попасть на “¬.
- Ёто очень честный путь. я работал и в системе образовани€, преподавал английский €зык, работал в других сферах, есть с чем сравнить. » € вижу, что на радио работают честные люди. “ы сможешь, допустим, по блату как-то попасть на радио, но, если ты не понравишьс€ слушателю, теб€ выгон€т. «рители, слушатели, это – честна€ аудитори€. ≈сли ты не нравишьс€, они не будут слушать и ты уйдешь с радио.

-  аким образом слушатели могут повли€ть? ќни звон€т, пишут письма?
- —егодн€ у них масса возможностей. ” нас даже на iTunce выложены лучшие моменты шоу, так делают не многие. ” нас очень продвинутый сайт.

- “о есть, видите по количеству прослушиваний, просмотров?
- Ќе хотелось бы умничать, но это уже вторичное внимание. ≈сли человеку не нравитс€, он переключаетс€. ≈сли нравитс€ - слушает. ≈сли человеку не нравитс€ что-то,  он, скорее всего, в первую очередь напишет об этом нам в почту: «–еб€та, вы несете пургу». »з-за таких писем сначала кажетс€, что ты плохо работаешь, и только со временем понимаешь, что негативных писем не много, и что человек, которому тво€ работа нравитс€, не напишет.  роме того, всем не угодишь, да и  конструктивна€ критика, если она есть, помогает расти.

 

—правка:
¬ладимир ќстапчук. –одилс€ в ”мани в 1984 году, по образованию филолог (второй €зык английский), работал преподавателем англ €зыка в университете, один год правда) ѕќтом приехал в  иев в школу дикторов в  иеве, в 2009 году устроилс€ на ѕервый автомобильный телеканал, проработал там 1,5 года, сейчас ведущий канала “ет и 2+2. Ќа радио пришел полтора года назад. ѕараллельно со съемками на “¬, год работал на ѕрост.ќ радио, сегодн€ - ведущий "’эппи –анка" на ’ит ‘ћ.

 

Ќаталь€ “ютюненко








Ѕиозавивка волос в салоне по цене. Ѕиозавивка длинные волосы цена i-amsterdam.ru. Rambler's Top100 ≈сли ¬ы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter