Декабрь 18, 2017
МедиаБизнес
Пользователь
Пароль
 
ТВПрессаРадиоНаружкаКиноDigitalAmbient
НОВОСТИ
Июнь 29, 2017

Продюсер vs сценарист: сотрудничество, противостояние и превращение в одно лицо

Поделиться: Facebook Twitter LiveJournal
Версия для печати

Сценаристы ожидают от продюсеров адекватной финансовой оценки своей работы, продюсеры от сценаристов — ответственности и профессиональных навыков ведения многосерийного проекта. Но обе стороны признают: на сильные телепроекты пока не хватает денег и потому работой обеспечивают сериалы-середнячки. А еще один бич и тех, и других — фрустрация от нереализованных проектов.

Продюсеры и сценаристы собрались за одним столом и под одной крышей в рамках медиа завтрака, организованного MRMНесмотря на то, что сценаристы любят поговорить о наболевшем, пожурив продюсеров на различных форумах и в профтусовках, конфликтной беседы не вышло. То ли «буйные» и наиболее обиженные на мероприятие не пришли, то ли публично ссориться с продюсерами никто не захотел. В любом случае, ничего похожего на противостояние «жадных карабасов барабасов» и «тонких буратин и мальвин» не случилось. Оказалось, что в большинстве вопросов и продюсеры, и сценаристы едины: всем им хочется снимать лучше, за дороже и получать больше, но пока, увы, не время.

Все начинается с Заявки

Несмотря на то, что составление заявки подробно изучается на различных кинокурсах и описано в учебниках, продюсеры продолжают настаивать: не все справляются с такой задачей и качество заявок хромает. «Идеальная заявка» - это одна, максимум две страницы (на 3-й странице загруженный работой продюсер угрожает заснуть), с максимально емким изложением. И чтобы сразу было понятно, какой бюджет требует такой проект. Невысказанная сноска: чем камернее обстановка, тем привлекательнее. Но новичкам не стоит обольщаться, если их заявку все же заметят, это только первый шаг. Идею нужно еще воплотить, взяв на себя создание 10, 20 или 60 серий.  Зрелость и ответственность в  этом деле — то, чего ожидают от сценаристов продюсеры и то, чего, как они отмечают, не хватает.

Но зачастую оба участника кинопроцесса уже не по разную сторону баррикад. Важный тренд последнего времени — превращение продюсера и сценариста в одно лицо — шоураннера. Прогнозируют, что и наш рынок идет к такому.

Сценарная профессия

Продюсеры не перестают уговаривать творческих единиц: сценаристами не рождаются, а становятся, пробуйте свои силы, присылайте заявки, мы открыты для сотрудничества...

Но реалии таковы, что пул сценаристов, задействованных в проектах, достаточно ограничен. Продюсеры, говоря о «новой крови», «поиске свежих идей»,  признают: толковых сценаристов на сегодняшний объем телепроектов хватает и они предпочитают доверять проверенным кадрам. Тем, у кого уже есть опыт, кто испытан в других проектах, кого уже знают лично, кто не подведет, сдастся в срок и в нужном качестве. Поэтому в данной сфере «личные связи» чрезвычайно важны. И главное для их появления — попасть в обойму. Рекомендуемый первый шаг в сценарной профессии: войти в сценарную группу, работающую на заданную тему, рядовым соавтором, где набить руку и получить необходимые знакомства. Это не означает, что сразу после такого «экзамена» продюсеры клюнут на гениальную идею новичка, но без работы не оставят. Пару серий из какой-то очередной мелодрамы в 60 часах перепадет. И вот тут начинается серьезный конфликт между «проектом мечты», который не удается реализовать по объективным и субъективным причинам и ремеслом, за которое платят деньги.

Что снимают

На встрече прозвучало, что сейчас в телепроизводстве наилучшее время для «середнячков». Ну, или для тех, кто готов усмирить свои амбиции, создавая вместо  «Клана Сопрано», мыло «он любил ее-она его-их разлучили, но они будут вместе». В таких реалиях приходится жить всем сторонам кинопроцесса.

«Вы думаете мы хотим снимать, то, что снимаем?, - вопрошают продюсеры. - Все дело в деньгах». Каналы заказывают подешевле, а это означает упрощение всего: меньше героев, побочных линий, локация поскромнее и чтобы не рисковать — желательно мелодрама. Цены упали до 30-40 тыс долларов. А вместе с ними снизились и заработки сценаристов, и запросы на оригинальность и новаторство идей. А так — продюсеры уверяют, что как и сценаристы, мечтают об «Игре престолов» или «Фарго». Но телеканалы не готовы оплатить такой продукт, продакшены без поддержки каналов не готовы рисковать, а рынок pay-tv еще очень слаб для создания фильмов своими силами. Сценаристам остается «пережить сложный период», продолжать творить «великое» в стол, а зарабатывать «валом среднего качества» А продюсерам - подбирать интересные проекты или даже выкупать их, выжидая, когда появятся деньги и можно будет их качественно воплотить.

Фактор психологии

Фрустрация по поводу нереализованных проектов — одна из главных психологических проблем для творческого человека.

Продюсеры заверяют, что страдают от этой беды не меньше сценаристов. А в такой развитой индустрии как США, процент написанного, разработанного, снятого в формате пилота, но отложенного на вечную полку, еще больше, чем у нас.

С этим нужно научиться жить. Главное, не разочаровываться и продолжать творить.  Научившись прощаться с проектами и менее болезненно переживать их закрытие. Про — аутотреннинги, самовнушение, sos-психологов или коллективные практики после закрытия проекта речь не шла, но, наверное, к этому идет.

А вот научиться вести вести переговоры так, чтобы выполненный сценарный участок работы был оплачен, - это уже из серии целого необходимого перечня помоги себе сам. Как и настаивание на более выгодных условиях работы, будь то более высокий гонорар, отчисления  за показы и прочие нюансы.

Договорные отношения

Снижение доходов сценаристов объясняют объективными причинами: экономическая ситуация в стране, падение рекламного рынка и доходности сериального слота на телеканалах. Продюсеры констатируют снижение и своих доходов, настаивая на том, что наибольшее падение именно в долларовом измерении, в гривнах ситуация не так плачевна. Тем не менее, те, кто избрал сценарное дело основным способом зарабатывания денег, вынуждены работать на нескольких проектах одновременно. А от этого может страдать качество.  Еще сценаристы сетуют, что работают за украинские гонорары, а написанный ими сериал потом по нескольку раз продается на другие рынки.

Но это все тоже – см выше – перечень «помоги себе сам»: над договорами нужно кропотливо работать.

В этом вопросе логично выглядела бы консолидированная позиция сценаристов, вплоть до создания профессиональной организации, которая бы и занималась защитой прав, юридической поддержкой и прочими делами. Но, несмотря на некоторые попытки, объединеня пока не случилось. Говорят, что на сегодня даже 50 грн взносов оказались непосильной задачей.

ИМХО: наличие некоего объединения сценаристов с одной стороны и продюсеров с другой, упорядочило бы их сотрудничество и сняло бы много спорных вопросов. Например, если продюсеры имеют негативный опыт работы и заявляют о проблемах ответственности сценаристов (соблюдение условий, сроков и т.п.), то эти вопросы должны рассмариваться в рамках "цеха", как нарушение профессиональной этики. Ну и кто может называться сценаристом и сколько их в Украине - тоже вопрос открытый.

Тоже же самое касается и продюсеров, среди которых тоже встречаются "не соответствующие званию". Например, степень доверия к независимым продюсерам, которых сейчас появляется все больше, повысилась бы, если бы они были «завизированы» некой профессиональной организацией. И наоборот. 

Так что в этом ключе еще работать и работать. Но  главное, не путать цеховую самоорганизацию с регламентацией сверху.  

Перспективы

«Госкино прийдет, порядок наведет», - не так буквально, но все же перспектива финансирования государством не только кино, но и телепродукции видится многим как способ улучшения ситуации на рынке.

Продюсеры надеются, что государство поддержит то, на что они сами пока не решаются или поможет телеканалам реализовать масштабные проекты (например, исторические), на которые пока не хватает денег. И вот тогда то, что писалось "в стол" или о чем мечталось снять, наконец воплотиться в жизнь. Решив психологические проблемы всех, включая и зрителей. Иначе шутка "ад для продюсера - это каждый день смотреть то, что он снял" - не потеряет актуальности еще очень долго.

А еще — показателен свежий пример США, где в середине 2000х, с развитием интернета и таких платных ресурсов как Netflix, практически исчез рынок независимого кино. Но сценаристы независимого кино, оставшись без работы, изменили рынок платного ТВ. В Украине же репертуарные изменения прогнозируют в перспективе 3-5 лет.

 

В материале использованы суждения, которые высказали Елена Васильева, Олеся Лукьяненко, Алексей Терентьев, Андрей Бабик, Игорь Швецов, Алина Семерякова и другие учасники круглого стола + собственные умозаключения, наблюдения и выводы автора.

 

Ярослава Наумова 



Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Курсив Ссылка Цитата


Защитный код
Обновить








Rambler's Top100 Если Вы заметили ошибку, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter